создание интернет-магазинов с 1ink.ru Интернет-магазины «под ключ»
Главная > Блог > Гайд: как работать с копирайтерами и не утонуть в «воде»

 

Гайд: как работать с копирайтерами и не утонуть в «воде»

24 октября 2021 года

как работать с копирайтерами

Часть 1. Где и под какие задачи искать хороших копирайтеров?

Последний год мы начали писать действительно много текстов (миллионы символов в месяц) и я хотел бы резюмировать свой опыт в одном посте. Здесь будет и про биржи, и про фрилансеров, и про студии: мы пробовали всё и сделали полезные выводы.

1. В каких случаях стоит заказывать тексты на биржах копирайтеров?

Здесь — список бирж копирайтеров

  • а). Когда вам нужно сэкономить 30-50% бюджета от цены в студиях и вы готовы ради этого тратить своё время на менеджмент копирайтеров;

  • б). Когда у вас не горят сроки и вы готовы неделями ждать тексты, пробуя разных авторов;

  • в). Вы готовы к тому, что на проверку текстов и правки у вас есть 3-5 дней, а потом вы 100% должны принять тексты;

  • г). Только если у вас достаточно популярная общая ниша;

  • д). Если вам нужно сходу дать в работу 100-200 статей и ни одна студия не покрывает такие объёмы.

2. В каких случаях биржа вам не подойдёт?

  • а). У вас много мелких текстов (на 200-500 слов)
    Проблема в том, что авторам ведь надо вникнуть в ТЗ и углубиться в нишу. Когда сотрудники на зарплате в студии, им пофигу, что делать, и они выполнят всё. А когда копирайтер сам выбирает себе заказы, он, с большей вероятностью, возьмёт заказ на 2-3 тысячи слов, чем на 200-300 слов. Во втором случае усилия не окупятся.

  • б). У вас любая непопулярная ниша
    Если вашу нишу не осилит мамочка в декрете (при всём уважении к мамочкам в декрете), то не рекомендую идти на биржи.

  • в). Вам надо гарантировано получить тексты в срок
    Здесь, в отличии от студий и своих копирайтеров, всё зависит от везения. Из 100 текстов, которые мы заказывали, половина всегда получала просрочку или вообще отказ от работы. Это не проблема, когда сроки не горят. Но у нас было, чаще всего, наоборот.

  • г). Когда вы даёте им сложные ТЗ, редполитику и «гайдлайны»
    Просто забудьте. Зачем автору напрягаться и читать 20 страниц вашей редакционной политики, если он может взять задачу с минимальным ТЗ, быстро вникнуть и сдать? Даже наши «тэзэшки» находятся на грани дозволенного, в плане копирайтеров с бирж, и большинство авторов либо не хотят с ними работать, либо сильно повышают цену.

Мы, после года мучений, полностью отказались от работы с биржами.

3. Где искать отдельных авторов и в каких случаях с ними работать?

Если бы я развивал небольшой сайт в одной нише, то искал бы одного автора. Есть минусы (в плане скорости работы и зависимости от конкретного автора), но плюсы перевешивают.

Главный плюс: вы «затачиваете» автора под своё ТЗ и с каждым текстом будет уходить всё меньше времени на правки и разговоры.

Главные минусы: со временем, он поднимет цену на 30-100% (и вы согласитесь), через год-два он «выпишется» и либо сильно потеряет в качестве, либо вообще прекратит работу в нише.

Мой ТОП по местам для поиска отдельных копирайтеров:

  • 1. Группы в «Фейсбуке». Потому что там сейчас обитает больше всего народу;

  • 2. Форумы. Потому что там сохраняются отзывы и можно проверить историю копирайтера;

  • 3. Телеграм-чаты и каналы. Там большая активность, но вы точно заплатите больше, чем платили бы человеку, которого нашли на «Фейсбуке»;

  • 4. Личные рекомендации. Хороший способ, но самый дорогой: в несколько раз выше рынка;

  • 5. Обычные сайты по поиску работы. Это 100% самый дешёвый способ. Можно находить авторов за копейки, но это поле «выжигают» региональные студии и шансов у вас там немного. Потому что студии ведут поиск постоянно: в небольших студиях это делают владельцы, в больших — рекрутёры.

4. В каких случаях работать со студиями?

Здесь всё просто: вы платите х2, зато получаете меньше геморроя, больше качества и стабильность.

И всё зависит от ваших масштабов: когда я сам был фрилансером и вебмастером-одиночкой, я «запаривался» и по всем услугам искал фрилансеров. Сейчас же времени на лишний микроменеджмент нет, а ресурсы на то, чтобы себя от этого избавить — есть. Поэтому дизайн и прочие услуги заказываю в студиях.

ГЛАВНОЕ: первое, с чего вы должны начинать работу с текстами — поиск «пруфридера»\редактора. Запомните это как святую истину и не отклоняйтесь.

Часть 2. Семь раз отмерь, один раз уволь

Первую часть я закончил мыслью о том, что в начале любого процесса по текстам должен быть «пруфридер». Давайте поговорим об этом подробнее.

Важно: каждый текст копирайтера нужно полностью читать!

Меня часто спрашивают, как автоматизировать проверку текста, чтобы закинуть тексты в условный «джаст-меджик», «копирайтли» или «сео-сёрфер» и на выходе получить полные рекомендации по правкам и оценку текста. Ответ: никак. Это абсолютно невозможно.

Если вы работаете с копирайтером и в его текст никто не вчитывается, то он либо уже пишет говно, либо перейдёт на этот уровень в ближайшее время. И проблема может быть не в его желании выдавать такое качество, а просто в его компетенциях (но чаще всего, всё-таки, проблема в желании).

Что именно надо проверять в текстах и кто это должен делать?

  • 1. Орфографию и грамматику. Ошибки в словах, в формировании фраз и предложений (вот хороший список онлайн-сервисов для этого);

  • 2. Лексику и LSI. Использует ли копирайтер тематические слова, сленг, синонимы;

  • 3. Соответствует ли текст задаче, которая стояла в ТЗ (копирайтер делает обзор казино и, зачем-то, пишет о вреде азартных игр);

  • 4. Правильность вписывания ключевых слов. Количество, качество, форма, распределение по тексту, подводки.

При этом надо понимать, что в ТЗ мы уже прописали всё самое сложное и важное:

  • ~ полную структуру текста h2-h4;

  • ~ объём всего текста и отдельных подзаголовков;

  • ~ ключи и их приоритетность;

  • ~ метатеги;

  • ~ LSI;

  • ~ примечания по основным абзацам: что писать, куда направлять, источники.

Кто проверяет тексты?

  • — Пункты 1 и 2 проверяет редактор либо контент-менеджер с филологическим образованием;

  • — Пункты 3 и 4 (и LSI) обязательно должен проверять seo-специалист.

В нашем случае, именно так и происходит. Причём текст, в итоге, проверяет тот же «сеошник», который делал это ТЗ копирайтеру. Взаимодействие происходит гораздо качественнее, так как «сеошник» «прорисёрчил» эту тему и уже знает, что копирайтер может упустить и на что обращать внимание при проверке.

«Пруфридинг» «пруфридера»

Если с русским (да и с английским) языком вопросов нет и на рынке без проблем можно найти людей, которые будут «пруфридить» тексты, то с любыми другими языками — большие проблемы.

Любое новое «гео» мы начинаем с двойного поиска «пруфридера»: сначала находим человека, который будет проверять копирайтеров, а потом проверяем этого «пруфридера» с помощью «нейтивов».

Парочка ярких примеров того, что будет, если не проверять «пруфридера».

  • 1. Японский язык
    Находим «препода» японского языка в лучшем университете города. Отдаём его текст японке. Её ответ: этот текст настолько плохой, что «Гугл.Переводчик», скорее всего, справился бы лучше.

  • 2. Немецкий язык
    Русскоязычная копирайтерша обещала, что её текст проверяет немецкий «пруфридер». После первого же отвратительного текста, спросил, а кем работает этот немецкий «пруфридер»? Ответ — дальнобойщиком.

  • 3. Итальянский язык
    Нашёл в своём городе девочку, которая полжизни прожила в Италии и училась там на филолога. Когда я решил её перепроверить с помощью «нейтивов», оказалось, что она упускает 80% ошибок. Пришлось прощаться.

Нужно ли «затачивать» копирайтеров под свою нишу?

Я предпочитаю «затачивать» под нишу тех, в кого я вкладываюсь на «долгосрок» и кто сидит у меня в офисе. А это «сеошники».

С копирайтерами и «пруфридерами» сложнее. Потому что задачи всё время меняются. Сегодня пишем на немецком языке, а потом год не пишем. Также с итальянским и другими.

Сегодня копирайтер пишет крутые тексты и ты вкладываешься в его обучение, а завтра он пропадает на полгода или уходит в декрет. Сложно.

Я видел крутейших «пруфридеров», которые берут по 110$ за 1000 слов, отлично разбираются в «гембловых» нюансах и дают правки фантастического уровня. Но это большая редкость и исключение.

Мне кажется, что гораздо проще обучить этому «сеошника» и потом уже распространять его экспертизу на отдел контента.

Выводы: если вы не проверяете тексты в несколько этапов, то на большом отрезке времени гарантировано потеряете в качестве. Стройте процесс сами либо платите студиям, но никогда не доверяйте копирайтерам без проверки.

Автор: Александр Павлуцкий.

 


Комментарии:

 

 

Соцсети:

 

Сайт создан в 2007 г. © 1ink.ru | Создание сайта — Seoded.ru